Перевод статьи с портала MOZ.
19 февраля 2021 года мы зафиксировали резкое падение количества быстрых ответов (featured snippets) в поисковой выдаче Google в Соединенных Штатах. Как и любой ответственный специалист я не стал делать скоропалительных выводов и опубликовал материал только тогда, когда стал полностью уверен в своих догадках. Затем произошло следующее (данные за 30 дней):
Рисунок 1. Падение количества быстрых ответов
КАК ЖЕ ТАК, GOOGLE?! Я провел такое трудоемкое исследование, нашел неоспоримую связь между падением блоков с быстрыми ответами, запросами в категории YMYL и основными ключевыми словами, и тут вы резко исправляете ситуацию и выставляете меня болваном?!
Как бы там ни было, какие выводы мы можем извлечь из этого странного поворота событий? Стоит ли начинать паниковать? Или можно просто расслабиться и наблюдать за естественным течением этих малопонятных процессов? Давайте попробуем разобраться!
Вы хотите больше данных? Пожалуйста…
Может ли такое восстановление featured snippets быть обычной случайностью? Или мы просто удачно сделали подборку MozCast из 10 000 ключевых слов? На мой взгляд, это маловероятно, но давайте расставим все точки над i. Перед вами данные по быстрым ответам за тот же период времени — около 2,2 млн ключевых слов (североамериканский сегмент) в наборе данных STAT:
Рисунок 2. Данные по быстрым ответам
Картина выглядит немного сложнее. Мы наблюдаем значительное падение 19 февраля, за которым последовало частичное восстановление. Далее произошло еще большее падение, однако в итоге показатели вернулись к исходным значениям.
Наше первоначальное исследование показало существенные различия по длине запроса. Вот разбивка по четырем категориям, в зависимости от количества слов, до и после восстановления быстрых ответов (точки данных — 18 февраля, 19 февраля и 12 марта):
Рисунок 3. Разбивка по категориям
Очевидно, что основная часть потерь пришлась на запросы, состоящие из одного слова, в то время как более длинные запросы показывают гораздо менее стремительное падение. К 12 марта все категории запросов восстановили прежние показатели.
Кто же в реальности вернулся из отпуска?
Если вы уезжаете в отпуск с двумя детьми, то вы, как правило, привозите их обратно. Но что, если это больше не ваши дети? Вдруг по какой-то причине их заменили на человекоподобных роботов? Или на клонов?
Возможно ли, что страницы, попавшие в блок быстрых ответов после восстановления, уже не те, что были до падения? Простой подсчет, пусть даже самый скрупулезный, не поможет нам увидеть полную картину, которая значительно сложнее, чем кажется. Прежде всего, мы должны учитывать, что помимо изменения URL-адреса быстрого ответа, ключевое слово может попасть или полностью покинуть блок с быстрыми ответами. Сравните показатели до падения и после неожиданного восстановления:
Рисунок 4. Показатели до и после падения
Если посмотреть на ключевые слова в MozCast, по которым 18 февраля были быстрые ответы, то мы увидим, что 12 марта быстрые ответы остались по 79% из них. Таким образом, падение уже составило 21%. Если же мы рассмотрим только те ключевые слова, по которым остались быстрые ответы и отображались те же страницы/URL, то падение составит 60% от исходного количества.
Это может показаться очень сильным снижением количества featured snippets, но мы должны учитывать, что между падением и восстановлением прошло три недели (22 дня, если быть точными). Какое же изменение считать нормальным за такой период времени? Для сравнения давайте посмотрим, насколько стабильными были блоки с быстрыми ответами за 22 дня до падения:
Рисунок 5. Стабильность блоков с быстрыми ответами
Хотя эти цифры выглядят немного лучше, чем данные после восстановления, мы все еще наблюдаем, что примерно по трем из десяти ключевых слов пропадают быстрые ответы или меняется URL. Имейте в виду, что быстрые ответы извлекаются непосредственно из органических результатов первой страницы, поэтому они постоянно меняются по мере изменения алгоритмов и контента.
Сохранились ли быстрые ответы?
Невозможно точно сказать, было ли такое падение преднамеренным действием со стороны Google, неожиданным следствием каких-то других изменений или просто ошибкой. Честно говоря, учитывая то, что падение коснулось в первую очередь так называемых «основных» запросов и запросов из категории YMYL, я полагаю, что это было сделано намеренно и должно было так и оставаться. В то же время я не знаю, почему исчезло так много быстрых ответов, почему они впоследствии вернулись и надолго ли.
Мы можем предположить, что Google продолжит оценивать быстрые ответы, особенно по запросам, где качество результатов выдачи имеет решающее значение (включая запросы YMYL), или где Google отображает панели знаний (Knowledge Panels) и другую тщательно подобранную информацию. Однако здесь не может быть никаких однозначных гарантий или единственно правильной тактики. Мы можем только продолжать следить за изменениями и приспосабливаться к новым условиям.
Автор: Д-р Питер Дж. Мейерс
P.s. Подписывайтесь на наш телеграм-канал t.me/seoantteam, чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов.